Скорочтение для детей и взрослых

Научиться читать очень важно для ребенка. Но еще важнее иметь навык понимать прочитанное. Чтение – это комплексный процесс работы психики человека, он включает в себя и осмысление прочитанного и техническую правильность, и выразительность и быстроту чтения.

В условиях школьной нагрузки для ребенка становится огромным подспорьем – умение читать быстро. Ведь именно на чтении базируются все процессы получения и усвоения информации, а уровень успеваемости напрямую связан со скоростью чтения.

Техника скоростного чтения имеет довольно длительную историю и существует большое количество таких методик, существуют специальные упражнения для освоения скоростного чтения.

Когда можно обучать скорочтению детей

Современная школьная система предполагает, что ребенок уже к началу школьного обучения уже умел читать, лучше уже не по слогам, а по словам, как минимум.

И в начальных классах много внимания педагоги уделяют проверкам скорости чтения и отсутствию искажений. Вот примерные нормы:

  1. За первый год в школе малыш должен научиться читать 30 слов в минуту
  2. К окончанию второго года норма увеличивается до 50 слов за минуту
  3. В третьем классе – 70 слов
  4. И к концу четвертого года 100 слов

Таким образом навык скоростного чтения правильнее и будет развивать именно с третьего-четвертого класса начальной школы. Находясь в школьной среде и следуя школьной программе, получение навыков скоростного чтения только будет на пользу.

Первоклассники еще недостаточно владеют навыками чтения и навыками учиться, поэтому усвоение навыков скоростного чтения лучше всего будут удаваться детям с 3, а кому-то и с 4 класса.

А, учитывая и то, что в средней и старшей школе ребенок вынужден осваивать огромное количество информации, то занятия по развитию скоростного чтения будут им особенно полезны.

Не стоит пренебрегать этими навыками и взрослым. Особенно тем, кто работает с огромным количеством информации или осваивает новые виды деятельности.

Ошибки приводящие к снижению скорости чтения у детей и взрослых

При освоении навыков чтения, не обязательно скоростного, могут возникнуть трудности:

  • Артикуляция или проговаривание слов, а также внутренняя речь уменьшающие скорость чтения и восприятия информации. Ребенок в процессе чтения проговаривает всё прочтенное вслух или мысленно, а это существенно снижает быстроту поглощения информации в разы. Такие явления иногда остаются и у взрослых, особенно если текст чрезвычайно важен для человека.

Существуют специальные упражнения на устранение артикуляции во время чтения.

  • Глаз во время чтения должен видеть не только точку, куда направлен взгляд, но и то, что находится в некотором радиусе вокруг нее. Дети в начале обучения чтению имеют еще очень небольшое поле зрения. У некоторых взрослых поле зрения также может быть не особенно велико.

Упражнения в курсе скоростного чтения позволяют расширить поле зрения человека.

  • Регрессия, т.е. возвратные движения глазами замедляющие скорость чтения, сильно снижают не только скорость чтения, но и его понимание. Методика повышения скорости чтения устраняет обратные движения глаз с помощью серии занятий. Привычка регрессировать пропадает в процессе обучения скоростному чтению и увеличивает процент понимания прочтенного материала.

Помимо перечисленного выше также восприятию информации при скоростном чтении может мешать проблема непонимания смысла текста.

Этот эффект возникает лишь тогда, когда нет связи между предметом и уже имеющимся багажом знаний. И он постепенно начнет пропадать при увеличении прочитанного материала.

Но на ранних занятиях все же рекомендуется сначала текст прочитать и только потом пытаться его лучше понять. Навыки, которые позволяют лучше запоминать информацию, есть в нашем курсе скоростного чтения.

Упражнения для развития навыков быстрого чтения

Самое важное правило скорочтения – ежедневные занятия.

Если занятия проводить ежедневно, то скорость чтения начнет увеличиваться, а далее начнет и увеличиваться количество и качество усваиваемой информации.

Анаграммы

Анаграммы – отличное занятие для тренировки мозга. Это слова где состав слова перемешан, но все же его можно прочесть.

Расшифровка анаграмм позволяет ребенку развить навык не только узнавания слов, но и овладеть навыком видеть слово как единицу информации.

Например:

ПДАНА ЛЦИИСА МВЕДДЕЬ КШОКА САКБОА СЛОЁННОК ДЛЕФЬИН ЛАШОДЬ

(панда, лисица, медведь, кошка, собака, слонёнок, дельфин, лошадь)

Многие взрослые легко прочтут эти слова, возможно даже и не заметив, что в них переставлены местами буквы. Анаграммой может быть целый текст. Вот — отрывок из рассказа Л. Толстого «Детство»:

«Волдоя заметно вжаничал: длонжо быть, он гродисля тем, что преихал на охтониьчей лшоади, и привотрялся, что очень услат. Может бьты, и то, что у него уже было сликшом много звдарого сымсла и сликшом млао силы воожабрения, чтобы вполне наслаждаться игюро в Розинбона. Иагр эта состяола в преватсдлении снце из Ронибзона, котроого мы читали незадолго преед эмит».

Анаграммы и тексты с анаграммами будут интересны еще и как возможность почувствовать себя «шифровщиком», который будет разгадывать интересную задачу.

Можно поиграть и в игру, где родители или даже сами дети, могут составлять подобные головоломки из любого текста и сами. Это увлекательное и интересное занятие для всех членов семьи.

На примере такого текста мы видим, что чтение по словам намного эффективнее чтения буквам и следующим уровнем данной методики будет переход на глиссированное (скользящее) чтение, когда взгляд уже не задерживается на каком-либо из слов или фраз, а скользит по тексту.

Скольжение позволяет не вчитываться в буквы, глаза выбирают смысл самостоятельно.

На буксире

Упражнение пальчиковое позволяет достичь уровня скользящего чтения. Когда ребенок читает вслух, родители следят по тексту пальцем сами. Сначала родитель ведёт пальцем по строке медленно, а затем постепенно ускоряет скорость движения пальца. Тем самым задаётся скорость чтения ребенку, словно родитель «тянет» его на буксире. При этом ребенок автоматически стремиться успеть за пальцем родителя, увеличивая скорость чтения.

Вариант для взрослых тот же, но с напарником.

Скороговорки

Самое полезное упражнение, повышающее скорость чтения – скороговорки. Начните с простого «ш-ш-ш ползет змея», «ж-ж-ж жужит пчела», «с-с-с сыпется сахар», «та-та-та стучат колеса поезда» и так далее. Предлагайте произнести несколько согласных букв вместе БГД, ТРП, СПФ, МДТ, РПШ, СЗП, КРХ. Затем можно подставить в звукосочетания одну гласную и предложить прочесть как предложение: БГДА ТРПУ СПФЕ МДТО РПШИ СЗПЮ КРХЭ.

Расширяем поле зрения

Когда ребенок учится читать, то он большее внимание уделяет тому, чтобы не потерять порядок букв в слове, т.е у него формируется малый радиус бокового зрения. В этом случае, ребенку сложно одновременно увидеть несколько слов сразу. Он видит лишь одно единственное слово. Для расширения поля зрения рекомендуется делать такие упражнения:

  • Нарисуйте солнышко в центре листа, где по кругу вокруг солнышка расположены разные географические фигуры. Попросите ребенка смотреть только на солнышко и назвать фигуры вокруг.
  • Нарисуйте таблицу из цифр, которые располагаются в 4 столбика и 5 рядов. Цифры пишите не по порядку. Предложите ребенку, указывая пальчиком, назвать все цифры от 1 до, например 20 (или столько сколько поместились на листе), как можно быстрее.
  • Фотопамять. Для этого упражнения понадобятся напечатанные слова МОРОЖЕНОЕ РУЧЕЙ КОТ ПЕРО РУКА ДИВАН. Предлагаем ребенку посмотреть на карточки со словами 20 секунд. Закрываем (или переворачиваем) карточки. Затем задаем вопрос, присутствует ли в числе этих слов слово «…» ?
  • Играем с детьми со словами в «находилки». Распечатайте страницу из книги. А ребенку назовите номер страницы. Сами начинайте читать текст. Его задача найти страницу, указанный текст и подстроиться под ваш темп чтения.

Взрослые могут также это все делать с напарником.

Устали глазки?

Процесс чтения действительно напрягает глаза, особенно у ребенка или у взрослого с проблемами зрения, поэтому важно в процессе занятий обязательно делать простую гимнастику для глаз:

  1. Закройте глаза. Легко придавите глазные яблоки ладонями.
  2. Под закрытыми веками повращайте глазами по 4 раза в каждую сторону.
  3. Теперь медленно откройте глаза.
  4. Повторите вращения с открытыми глазами.
  5. Задержите взгляд на кончике носа, затем переведите его в небо. Повторите несколько раз.
  6. В конце снова легко надавите ладонями на веки.

Память, как ее развивать для улучшения скорости чтения

Дети информацию воспринимают на эмоциональном уровне. В их восприятии всё связано в образы, действия, чувства. Их восприятие ярче, чем у взрослого человека. В том, что они читают много эмоций и немного логики.

Память – это отложившиеся в глубинах сознания образы и связи, аналогии. Человек особенно хорошо помнит то, что его тронуло, задело за какие чувства.

Именно поэтому люди помнят, как пахли бабушкины булочки в их детстве, а вот формулу бензоата натрия из программы системы образования нет. Потому что формула не несет эмоциональной нагрузки.

Поэтому секрет хорошей памяти у ребенка заключается в том, чтобы развивать его образное мышление. Когда слова и предложения для ребенка станут картинками и событиями, то количество напоминаний значительно увеличится.

У многих взрослых эмоциональная память развита очень хорошо, что может стать огромным подспорьем в овладении навыков скоростного чтения и запоминания.

Старайтесь задавать ребенку нестандартные вопросы:

  • Нарисуй животное, которое от всех прячется и поэтому его никто никогда еще не видел.
  • Спой, какие песни поют деревья.
  • Какого цвета запах маминых духов?
  • Что будет, если потрогать синий цвет на радуге?

Попробуйте описать какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слова: груша, книжка, врач, рюкзак, собака, песок, улыбка, скорость и так далее.

Хорошо бы чтобы вы их не только услышали, но и как-то по-другому увидели на экране внутреннего взора, может даже «услышал» запах слов.

Обычно дети прекрасно справляются с этим заданием. Тогда усложните его – пусть малыш слушает незнакомые слова и попытается провести аналогии с ними.

Такая практика очень полезна и для взрослых. Она позволяет расширить творческую составляющую, позволяет развить навыки понимания происходящих событий на уровне эмоции. Во многих психологических практиках именно это навык позволяет решать психологические проблемы.

Мозаика из слов

Наберите набор из различных пуговиц, мелких деталей конструктора, кусочков разных материалов, бумаги и так далее. Проговариваете ребенку слова, а он пусть из этой импровизированной мозаики попытается сложить то, что он представляет в связи с этим словом.

Мозаика из слов активно используется в практике арт-терапевтической работы со взрослыми. Это увлекательное и полезное упражнение для развития креативного мышления.

Оживление

В мире детей все живое, вся информация в нем тоже меняется и передвигается. Поэтому очень полезно периодически «оживлять» слова.

Предложите ребенку взять любой предмет и оживить его, наделив разумом. Что он будет делать, став живым? Что скажет? Как будет двигаться? Куда и как пойдет? И т.д. Хорошо будет если ребенок сочинит целый рассказ об этом предмете. Поучаствуйте в его фантазиях.

А теперь попробуйте и сами оживить предметы своего мира.

Для освоения процесса скоростного чтения важно чтобы процесс самого чтения не стал механическим повторением слов, смысл которых непонятен. Необходимо понимать прочитанное, а не только быстро прочесть произведение. Только тогда скоростное чтение пойдет на пользу.

Кроме того — скоростное чтение позволяет взрослым людям освоить огромный объем информации, ускорит поиск нужной.

 

P.S. По вопросам записи в Школу Скорочтения можно обращаться на сайте в форме обратной связи, в ВК , ОК или по телефонам указанным на сайте.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.