С 1 сентября

Наш Семейный Клуб ВЕСЕЛЫЙ ЖИРАФ поздравляет всех с Днем Знаний!

Все мы учились в школе, наши дети и внуки тоже учатся и будут учиться в школе. Она вечна 🙂

Самым запоминающимся моментом нашей жизни является — первый класс. Кому-то повезло, кому-то не очень, но каждый родитель желает своему ребенку, чтобы первый день в школе и вся последующая учеба была для него наполнена самыми приятными и интересными событиями.

Поэтому даём несколько полезных рекомендаций родителям первоклашек.

1 сентября для первоклашки – это выход в Новый Большой и Неизведанный мир, в котором ему придется общаться с большим количеством незнакомых ему ранее детей и взрослых, где каждый день происходит что-то новое и не всегда приятное.

Для того, чтобы ему было проще воспринимать происходящее обязательно поговорите с ребенком о том, что такое Школа, кто такие Учителя, какими они могут быть и какими разными могут быть другие Школьники. Расскажите о своей школе, о своих учителях, о своем первом классном учителе. Важно не приукрашивать и не пугать ребенка, если у Вас воспоминания о школе совсем не радужные. Но ведь наверняка было много и хорошего? Вот на этом и делайте акцент.

Уровень привыкания к новым условиям и новым правилам у детей разная. Кто-то легко адаптируется, а кому-то потребуется время. Понять это проще тем родителям, дети которых ходили в детский сад.

Выделяют три уровня адаптации детей к школе.

Высокий уровень, где ребенку нужно только одобрение родителей к новым свершениям.

  • Первоклассник хорошо относится к школе.
  • Предъявляемые требования воспринимает адекватно.
  • Учебный материал усваивает легко и полно, успешно решает усложненные задачи.
  • Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя.
  • Выполняет поручения без внешнего контроля.
  • Проявляет интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам).
  • Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно.
  • Занимает в классе благоприятное статусное положение

Средний уровень, тут помимо одобрения нужен хотя бы минимальный контроль со стороны родителя.

  • Первоклассник хорошо относится к школе и ее посещение не вызывает отрицательных переживаний.
  • Понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно.
  • Усваивает основное содержание учебных программ.
  • Самостоятельно решает типовые задачи.
  • Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля взрослого.
  • Общественные поручения выполняет добросовестно.
  • Дружит с одноклассниками

Низкий уровень, тут важно быть полностью на стороне ребенка и помогать не только советом, но поначалу вместе  делать уроки вместе. Важно — не делать за него уроки, а именно помогать.

  • Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе.
  • Нередко жалуется на здоровье, часто возникает подавленное настроение.
  • Наблюдаются нарушения дисциплины.
  • Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно.
  • Самостоятельная работа с учебником затруднена.
  • При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса.
  • К урокам готовится нерегулярно; для того чтобы он начал заниматься, необходимы постоянный контроль: систематические напоминания, побуждения со стороны учителя и родителей.
  • Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания.
  • Пассивен, близких друзей нет. Знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Для того, чтобы домашние задания было комфортно выполнять важно использовать несколько правил:

  • Иметь индивидуальное рабочее место для выполнения уроков.
  • Рабочее место должно быть достаточно освещено.
  • Источник света должен находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки, если ребенок правша, или спереди и справа, если ребенок левша.
  • Стул и стол должны быть соразмерны ребенку, можно подставить под его ноги невысокую табуретку, чтобы они не висели. На стул положить жесткую подушку или толстую книгу, чтобы он не тянулся к столешнице.
  • Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов.

Приучите ребенка вовремя садиться за уроки.

  • Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1-1,5 часа после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от игр и развлечений.
  • Если ребенок посещает кружок или спит после занятий в школе, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их на вечер.
  • Перемежать задания письменные и устные. Например, 1 задание по математике, чтение, 2 задание по математике.
  • Как вариант пускай днем самостоятельно сделает задания по устным предметам и в черновике письменные (математику, например).

Напоминайте ребенку о необходимости делать небольшие перерывы через каждые 15-20 минут. Перерыв на 5-10 минут заполнить можно приседаниями, прыжками, наклонами, танцами.

Не нужно переделывать плохо выполненную классную работу. Вполне достаточно проверить ее и исправить ошибки, но переписывать не надо. Это совершенно бессмысленно и ничего, кроме потраченного времени и нервов не принесет.

В начале обучения важно следить за тем, все ли уроки сделаны.

  • Если ребенок плохо усвоил учебный материал имеет смысл позаниматься с ним и объяснить то, что осталось непонятным.
  • Присутствуйте при подготовке ребенком домашних заданий как сторонний наблюдатель, подбадривайте его, объясняйте, если он что-то не понял или забыл, лишь когда он попросит сам, но не делайте все за него.
  • На первых порах при выполнении домашнего задания дети могут делать много ошибок, помарок от неумения распределять внимание, чрезмерного напряжения, быстрого утомления — не пугайтесь, это так и должно быть.
  • Напоминайте, что домашнее задание должно было выполнено чисто, аккуратно, красиво насколько ребенок это может сделать сам.

Самое полезное что может сделать родитель для своего ребенка-школьника — это научит его таким навыкам как:

  • умение собирать портфель (ранец) самостоятельно;
  • здороваться с учителями первым и не забывать здороваться с другими детьми;
  • задавать вопросы учителю или однокласснику;
  • отвечать на вопрос чётко и ясно;
  • внимательно слушать объяснения и задания учителя;
  • аккуратно выполнять задание;
  • просить учителя помочь, если что-то непонятно, что-то не получается;
  • уметь долгое время заниматься одним и тем же делом;
  • аккуратно обращаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями;
  • разделять работу на части;
  • адекватно реагировать на замечания;
  • объяснять то, с чем не согласен;
  • учитывать мнение других;
  • гордиться своей работой и не скрывать этого;
  • устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками;
  • брать на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства;
  • самостоятельно пользоваться общественным транспортом, деньгами, средствами для проведения свободного времени;
  • уметь осуществлять выбор, обеспечивающий собственную безопасность.

Чтобы эти навыки стали часть жизни ребенка используйте эти методы:

  • если у ребенка сложности, то постарайтесь максимально освободиться от взрослых дел и уделить ему время;
  • просите совета у ребенка в разных ситуациях, невзирая на возраст;
  • признавайте свои ошибки перед сыном (дочерью), совершенные по отношению к нему (к ней);
  • извиняйтесь перед ребенком в случае вашей неправоты;
  • почаще ставьте себя на его место;
  • воздерживайтесь от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка;
  • пытайтесь устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть;
  • не стесняйтесь рассказывать поучительные случаи из своего детства, представляющие вас в невыгодном свете;
  • сохраняйте самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя.

Методики определения комфортности и затруднений ребенка в школе

Эти методики позволят вам понять насколько комфортно ребенку в школе, каковы его трудности в обучении и общении.

Но для начала напоминаем вам, что:

  • Важно относится к рассказу, информации, отношению к человеку или событию, которые доверил вам ребенок, «педагогически осторожно». Если ребенок поймет, что вы злоупотребляете его откровенностью, то он перестанет доверять вам;
  • Не задавайте прямых вопросов про школу. Попробуйте «перевести» обычные повседневные разговоры так, чтобы ребенок сам захотел обо всем рассказать;
  • Сами рассказывайте ему о том, что происходит у вас на работе, это помогает создать доверие и открытость в отношениях. Если такой обмен-диалог станет привычным уже в начальной школе, тогда в подростковом возрасте ваш ребенок не замкнется и будет спрашивать у вас совета.

Беседа по классной фотографии

Очень хороший способ узнать о том как обстоят дела у ребенка в отношениях с одноклассниками — общее школьное фото. Пусть он «познакомит» вас с одноклассниками, покажет соседей по парте, ряду. Кто ему нравится, чем нравится? кто напрягает? Чем? Старайтесь вести беседу так, чтобы ваш сын (дочь) больше говорил о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками, не провоцируя ребенка на «ябедничество». Лучше не задавать вопросов типа «Кто у вас в классе больше всех хулиганит?» или «У кого самые плохие оценки?». Предпочтительнее задавать вопросы, помогающие создать и укрепить положительное отношение к одноклассникам: «К кому можно обратиться за помощью?», «С кем интереснее всего играть?», «Кто самый веселый?» и т.п.

Как я закончу четверть (год)?

Предложите ребенку самому составить «прогноз» окончания четверти (учебного года). Примерно за две-три недели до окончания попросите его выставить ожидаемые отметки. Нарисуйте вместе с ним будущий табель, пусть он это сделает сам. Объясните, что оценивать будущие достижения важно реально-оптимистично, а не мечтательно-предположительно. Когда вы получите настоящий табель и положите его рядом с «прогнозом», то будет понятна дальнейшая стратегия обучения. На какие предметы следует делать больший упор в следующем периоде.

Портфель для первоклассника

  • Портфель для ребенка — его личная гордость, особенно если выбирал его сам. Дайте ему возможность лишний раз полюбоваться на себя с ранцем за спиной (как вариант сфотографируйте ребенка со всех сторон, самое эффектное фото повесьте на самое видное место).
  • Очень важно до начала учебного процесса изучить и примерить все кармашки и отделения портфеля, чтобы он сам знал где и что лежит. Для этого пусть потренируется загружать и разгружать портфель на время с вами. Кто победит 🙂
  • Пускай ребенок сам, самостоятельно собирает его в школу. Тогда ему не придется «перерывать» его в поисках резинки или карандаша.
  • Не покупайте ребенку развлекающие пеналы и ручки с силиконовыми игрушками на кончиках. Эти вещи крайне  неудобные в использовании. Все должно быть просто в обращении, компактно и максимально удобно, без излишеств.
  • Дети часто одалживают друг у друга ручки, резинки, карандаши. Поэтому покупайте их недорогие, но сразу несколько штук. Это оградит ребенка от раздоров по поводу потерянных или сломанных пишущих и стирающих предметов.
  • Портфель — равносилен его рабочему столу, поэтому игрушкам там нет места. Игрушки в школе сильно мешают учебному процессу — отвлекают и самого ребенка и одноклассников. Поэтому пусть подождут его дома.
  • Единственное, что может пригодится — это мелкий брелок-мялка-анти стресс для тревожных детей. Но он должен быть маленьким и учитель должен знать о том, что у вашего ребенка он есть.

В некоторых семьях детям принято платить деньги за успешную учёбу. Мы не рекомендуем этого делать. Но, если у вас принято оплачивать труд мамы за приготовленный обед, убранную квартиру; поход отца в магазин; вынос мусора ребенком и вы считаете это нормой — Ваш выбор. Для нас — нет.

Ни за какие деньги нельзя купить тепло дружеских и доверительных отношений между членами семьи. Они состоят из обязанностей людей друг перед другом, из уважительного отношения к близким, к результатам их и своего труда.

Если ребенок поймет, что учёба – это его обязанность, которую он, как и остальные члены семьи, должен выполнять хорошо, а не зарабатывать на этом деньги, то школьные годы для вас и для него пройдут намного продуктивней. Настоящих друзей и настоящие знания купить нельзя, даже если кто-то утверждает обратное.

Поделитесь информацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.