Почему мой ребёнок ничего не хочет? Потому что Вы не даёте ему хотеть

«Почему мой ребенок ничего не хочет? Он не хочет ходить в школу (институт). Уткнется в свой телефон/компьютер и ничего не слышит. У него нет никаких целей. Вот я в моё время…» далее идёт длинный рассказ о том, как человек достиг успеха в жизни (закончил престижный институт, построил карьеру, построил дом и т.д. вопреки всем трудностям).

Наверняка многие психологи, педагоги, да и просто родители оказывались слушателями такого монолога или участниками диалога, если этот вопрос задают родители специалисту.

Почему мой ребёнок ничего не хочет? Потому что Вы не даёте ему хотеть.

Когда малыш еще только начинает овладевать своим телом, предметами вокруг он полон энергии и решимости самому одеть ботинки, застегнуть куртку, «помыть» посуду, подмести пол и т.д. Он ничего не боится, он абсолютно уверен в том, что у него всё получится.

Очень хорошо, когда родители понимают важность самостоятельности в этом сложном деле и подбадривают его. Гораздо хуже, когда они сами за него всё делают, потому что «он ещё маленький», «он ещё не умеет», «он может пораниться/обжечься/испачкаться», «нам некогда, мы торопимся».

Когда в наш Клуб родители приводят детей на занятия самым первым правилом является: не мешать ребёнку одеваться самому. Одежду можно лишь снять с вешалки, можно помочь застегнуть заедающий замок или снять/одеть плотно сидящий на ноге ботинок.

Почему это важно? Всё дело в том, что помимо укрепления мышц рук и пальчиков умение самостоятельно одеваться первый шаг, поднимающий самооценку ребенка и начало формирования уверенности в себе.

«Закупите валерьянки, но обязательно давайте ребенку самому одеваться, самому собирать портфель, дайте ему возможность самому делать домашние задания, дайте ему понять, что невыполненная домашняя работа — это его заслуга, а не ваш недосмотр». Таков мой совет родителям ученика младших классов.

Да, современная школа далека от идеальной. И учебники, и сама организация учебного процесса приносит массу трудностей и детям и родителям. Однако, успех в учебе и успех в жизни в первую очередь зависит от того, насколько ребёнок готов принимать решения за себя.

Любовь и забота родителей — это очень хорошо. Излишняя же забота приводит к тому, что ребёнок становится безынициативным.

Ему не то, чтобы не хочется, скорее неможется. А неможется от того, что мама и папа сами решают за него: что есть, во что одеваться, с кем общаться, что читать, что смотреть, где учиться, а далее, где работать, за кого выходить замуж или жениться. За него уже всё решено. У него отсутствует право выбора.

Вот и вырастают люди, которые всю жизнь ощущают себя малышами. Самое плохое в том, что со временем такие великовозрастные дети в своих неудачах именно родителей обвиняют с своей несостоятельности.

Чрезмерная родительская опека страшна своими последствиями в будущем. Если родители пока еще ребёнка видят, что он не проявляет инициативу, боится трудностей, боится новых дел, то им следует незамедлительно действовать.

В первую очередь необходимо научиться поощрять любые начинания ребёнка и всячески его поддерживать, даже если он делает всё плохо. Можно дать совет, спокойным тоном указать на ошибки и обсудить как их исправить, но ни в коем случае не переделывать за него.

В следующий раз пусть попробует сделать то же самостоятельно, без вашего надзора. Здесь самое сложное для родителей отпустить контроль. Да, многим мамам и папам это дается очень трудно, но это важно. Пока ребёнок сам не научится совершать ошибки, он не сможет оценить по достоинству и ваши советы.

К нам также приходят и родители подростков с жалобами на то, что он «Уткнется в свой     телефон / планшет / компьютер и ничего не слышит». А Вы сами как часто сидите за компьютером? Читаете что-то в телефоне?

Многие родители сами подталкивают детей к просмотру мультиков, к играм, различным развивающим электронным пособиям. Потом же сами жалуются на то, что ребенка не оторвать от гаджетов.

Ребенок в первую очередь смотрит на родителей. Если родители сами не выпускают из рук гаджеты, то бессмысленно просить ребенка заняться чем-либо другим.

 Современные технологии зашли так далеко, что для общения многим перестали нужны быть телефоны только для того, чтобы звонить. Наши дети общаются теперь не во дворе, а в чатах. Мессенджеры давно заменили старую проводную связь.

Походы в библиотеку тоже уже являют собой чтение с экрана. Более того, многие книги существуют исключительно в электронном виде. Раньше для того, чтобы написать реферат в школу нужно было идти в библиотеку за дополнительными сведениями, писать на бумаге от руки и самостоятельно перерисовывать картинки. Сейчас же подготовка к уроку это: поиск необходимой информации в сети, набор текста, вставка картинок и распечатка. По крайней мере в средней и старшей школе.

А длительный карантин и перевод на дистанционное обучение привлекает к работе с компьютерами и младших школьников. Как бы это ни было прискорбно, но без компьютеров сейчас обойтись невозможно.

Прежде чем ругаться на него спросите, чем он, собственно, занимается. Если у вас отношения доверительные и вы умеете слушать своего ребенка, вы узнаете, что вышла новая книга известного писателя и он ее читает онлайн. Или вы узнаете о том, что в боксерском поединке сегодня в прямом эфире победил наш боксер.

Да, да. Дети не смотрят телевизор. Они смотрят прямые трансляции на Ютубе, в сети читают книги, там же ищут информацию и для учебы тоже.

Поставьте специальные программы защиты детей в интернете. И вместо войны против гаджетов предлагайте ребенку совместные занятия далекие от интернета. Погуляйте вместе, сходите в парк, в кафе, в кино, в магазин. Попросите помочь сделать то и то-то. Дети никогда не отказываются если их просят, а не приказывают.

Этому тоже нужно учиться. Обращайтесь за помощью к психологам. Мы поможем Вам найти общий язык с подростками.

Запишите его в спортивную секцию, в творческую студию, театральную студию, студию робототехники. А можно и совместить ненавистный родителями интернет и занятость ребенка – отдайте его на курсы блоггинга и видеоблоггинга.  Пусть хоть займется этим профессионально.

«У него нет никаких целей. Вот я в моё время…» Время было другое и Ваши цели только Ваши.

Многие родители жалуются на то, что у ребенка нет никаких целей, он не хочет ничего. «Скатился» на тройки в школе, целыми днями на стадионе пропадает, отлынивает от учебы в колледже, куда его с трудом устроили; бросает институт и т.д.

Жалобы у всех разные, но их объединяет одно – ребенок не желает делать то, что навязано родителями. Он охотно занимается футболом, но не хочет готовиться к поступлению в ВУЗ на юридический, как папа. Он прогуливает занятия в Университете, потому что не видит себя будущим экономистом, как мама. Она отлынивает от учебы в колледже, потому что современный банковский служащий получает меньше, чем хорошая маникюрщица.

Наши дети смотрят на мир намного более трезво и рассудительно. Они понимают экономическую выгоду многих профессий лучше, чем взрослые. Высшее образование, хотя и считается нами престижным, для них оно не имеет такого значения, как еще лет десять назад. У них другие приоритеты. И они не так уж и не правы.

Прислушивайтесь к своим детям. Дайте им право голоса. Обсудите ситуацию, донесите до них что вы для них хотите и внимательно выслушайте что они до вас хотят донести. Очень важно выработать компромиссное решение.

Не стоит ломать копья в бесплотных попытках повлиять на чадо, приводя свой опыт как самый верный жизненный путь. Слишком много поменялось в нашей жизни, чтобы с точностью утверждать, что он верен.

Вместо этого стоит:

  • попробовать по-другому взглянуть на поведение ребенка и искать возможность компромисса;
  • не заставлять его выполнять ваши мечты, если они сильно разнятся с вашими;
  • если тревога о ребенке переходит все разумные границы, прибегните к помощи психолога.

Мы всегда рады Вам помочь.

Поделитесь информацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.