разница между логопедом и дефектологом

Логопед или Дефектолог?

В чем разница логопеда и дефектолога — простыми словами

Когда у ребенка появляются проблемы с речью или же с произношением, необходимо обращаться к специалисту. Коррекцией навыков общения занимаются многие специалисты. Сегодня пойдет речь о логопеде и дефектологе и о том в чём разница между этими специалистами.

Статья отсюда

В чем разница логопеда и дефектолога? К кому лучше обращаться, в чем отличие их работы?

 

Общее между логопедом и дефектологом — образование, сфера деятельности, способы работы.

Во время обучения в университете логопеды и дефектологи учатся на одном факультете и большая часть дисциплин у них сходна. Там они изучают множество дисциплин: специальную психологию и педагогику, логопедию, психологию, неврологию, психиатрию и множество других дисциплин. Все это помогает не только коррекции звукопроизношения, но и учит взаимодействовать с ребенком.

Умение установить контакт, понять малыша, вникнуть в суть его проблем и определить имеющиеся трудности очень важно для таких специалистов. Если же этого не будет, то составить план занятий и добиться прогресса будет намного сложнее.

Некоторые причины трудностей в развитии

В помощи логопеда или дефектолога нуждаются дети, у которых в силу определенных обстоятельств есть проблемы с развитием речи, общением, адаптацией к миру, проблемы с обучением в различных учреждениях школах, детских садах.

Причины трудностей могут быть разными: родовые травмы; инфекции во внутриутробном периоде развития ребенка; болезни в раннем периоде развития ребенка; психологические и неврологические расстройства. Это лишь часть причин, следствием которых становятся проблемы с речью.

Такие специалисты как логопед и дефектолог могут их определить и подобрать способы их решения.

Средства общения в работе логопеда и дефектолога

Во время индивидуальных занятий с ребенком как логопед, так и дефектолог используют одинаковые способы работы и средства общения с ребенком.

Находясь на разных ступенях речевого развития, дети используют удобные для них средства общения. Они используют действия — ведут за руку, показывают интересные им предметы, другие дети используют речь для общения.

Все средства общения можно разделить на три группы: действия; речевые средства; жесты, мимика, пантомимика. Данные средства общения используются как вместе, так и отдельно друг от друга. Они становятся основной для упражнений, направленных на правильную артикуляцию и, как следствие, произношение звуков и совершенствование речи.

Разные трудности — разные специалисты

В специальной психологии и педагогики традиционно сложилось деление дефектологов в зависимости от той категории детей с кем работают эти специалисты: логопеды – дети с нарушением речи; олигофренопедагоги — дети с задержкой развития и и интеллектуальной недостаточностью; тифлопедагоги — дети с нарушением зрения; сурдопедагоги — дети с нарушением слуха.

Если у ребенка есть сложности в работе анализаторов зрения, слуха, то лучше подобрать специалиста исходя из этих трудностей. Т.к. у всех перечисленных категорий, как правило, имеются нарушения речи, то логопед работает со всеми этими категориями детей.

Если сравнивать занятия у логопеда и у дефектолога, то они во многом сходны. Отличается лишь то, на решение каких задач они направлены.

Особенности работы логопеда: задачи и цели работы

В связи с тем, что при многих нарушениях (задержка речевого развития, аутизм, умственная отсталость) есть нарушение в речи, то логопед занимается со всеми детьми.

Основная сфера его деятельности включает:

-работа над невербальными средствами общения;

-постановка, дифференциация, автоматизация звуков;

-работа над грамматическим строем и связной речью.

Обязательным этапом работы является работа над невербальной стороной речи: мимикой, жестами и движениями.

В процессе работы с логопедом ребенок не только улучшает качество своей речи, но и учится задавать вопросы, составлять рассказы и вести диалог как со сверстниками, так и со взрослыми.

Особенности работы дефектолога: какие проблемы решает данный специалист?

Кроме базовых дисциплин, в рамках курса дефектологии изучаются также такие предметы как тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика и др.

Поэтому в зависимости от вида нарушений у дефектолога поваляются специфически задачи.

Например, при работе с детьми с нарушениями зрения — обучение пространственной ориентировка в рамках квартиры.

Дефектолог работает также и с теми малышами, которые плохо слышат.

Вместе с дефектологами дети не только начинают правильно говорить, но и учатся познавать мир иначе с помощью жестового языка или дактиля.

Это помогает работать дефектологам над более серьезными проблемами, к которым относятся психические и физические недостатки детей.

В ходе своей работы дефектологи выполняют следующие задачи:

-обучение детей ориентировки в ближайшем окружении, несмотря на имеющиеся недостатки;

-увеличение объема их знаний, умений и навыков (помогая закреплять последние);

-помощь в адаптации деток с проблемами в развитии к школе или детскому саду.

Резюмируя данную статью можно сказать.

Логопед учит умению общаться, работая над невербальной стороной речи и языковыми единицами (слогами, словами, фразами и предложением), а дефектолог учит содержанию общения, расширяя знания и представления ребенка, помогая ему адаптироваться к окружающей обстановке.

***

Мы готовы помочь вашим детям в преодолении трудностей развития. Позвоните нам или запишитесь на встречу на главной странице сайта в форме обратной связи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.